Статьи

Что происходит в типографиях и издательствах?

 

Работа с клиентами

Когда дизайн закончен, он готов к отправке в типографию. Как это происходит? Во-первых, можно передать файл на любом электронном носителе менеджеру по продажам или представителю типографии. Представитель типографии — это тот человек, с которым обсуждается выполнение работы. Если есть вопросы по дизайну, их надо обсуждать с этим представителем. Представитель типографии должен рассказать о некоторых особенностях оформления файла, версий программы, форматов изображения, используемых шрифтов и т. д. После передачи файлов в типографию они проходят предварительный контроль.

 

Предварительный контроль файлов

Предварительный контроль — это процедуры проверки электронных файлов на предмет наличия в них всех необходимых элементов, включая комплекты шрифтов и файлы с записью изображения. Проверка также нужна для того, чтобы убедиться в правильности подготовки файла для специфических рабочих процессов, применяемых в данной типографии. На этом этапе проверки обнаруживаются многие проблемы с файлами. Некоторые наиболее распространенные проблемы — это неправильно подобранные шрифты, использование смесевых цветов вместо триадных, неадекватные иллюстрации, искажение границ изображения и повороты изображения в соответствующих программах, а также непереведенные из RGB в CMYK изображения.

Как только проблема обнаружена, представитель типографии связывается с поставщиком файла, для того чтобы обсудить пути исправления либо силами отдела допечатной подготовки типографии, либо силами создателя. Если исправление делается отделом допечатной подготовки типографии, это увеличит стоимость выполнения работ, зато экономит время заказчика. Для предотвращения проблем заказчику следует ознакомиться с требованиями типографии и убедиться в соответствии своего файла этим требованиям. Заказчик также может задействовать опции для проверки своих файлов.

 

Расчет, планирование и установление сроков

После исправлений, которые должны быть сделаны, и окончательной проверки файлы направляются в расчетный отдел. Здесь оценивается стоимость работ, и берутся в расчет также исправления, внесенные во время предварительного контроля файлов. Отдел планирования или диспетчеризации после этого сообщает, в какие сроки может быть выполнена работа. Они также определяют и согласовывают специфику бумаг, красок и других компонентов, необходимых для выполнения работы.

 

Допечатная подготовка издания

к печати

 

Треппинг при печати по выворотке

В отделе допечатной подготовки особого внимания требуют операции, называемые треппингом и спуском полос. (Нахлест контуров, перекрывание контуров при выворотке — русские термины, более распространенный сегодня иностранный термин треппинг — прием компенсации неточности приводки красок на оттиске при многокрасочной, печати. Перекрывание элементов изображения по контуру (сочетание масштабов) диапозитива и негатива одного и того же цветного изображения в процессе изготовления фотоформ, которое обеспечивает совпадение контуров на оттиске при допустимом несовмещении красок на оттиске в процессе многокрасочной печати. Его используют при печатании цветного текста на фоне другого цвета или выворотки по многокрасочному фону, чтобы избежать белых зазоров между текстом и фоном. Программу в издательских системах, применяемую для проведения процедуры перекрывания контуров при обработке изображений и их подготовке к изданию, называют программой треппинга. Существуют два типа треппинга. Первый — это предотвращение наложения двух смежных красок разного цвета. Второй, неприводка может стать причиной появления белых промежутков на оттиске. Второй тип касается проведения печатного процесса и не связан напрямую с дизайном, но должен в нем быть учтен.

 

Спуск полос

Спуск полос — это процесс расположения страниц в правильном порядке на печатной форме или формном цилиндре, так, чтобы после печати и фальцовки они располагались, как надо для последующих технологических операций. Много информации по спуску полос дано в главе «Спуск полос». Спуск полос зависит от многих факторов, включая дизайн заказчика и то, как будет переплетен готовый блок. Говоря с исполнителем заказа, заказчик может услышать совет и не беспокоиться. Если типография просит заказчика сделать треппинг или спуск полос, то лучше получить от него указания, как это делается. Даже если заказчик прекрасно представляет, каким должен быть дизайн продукции вплоть до переплета, хорошо бы все-таки спросить у технолога, печатника либо у сотрудников отдела по работе с клиентами, есть ли специфические требования, которые следует знать заказчику.

 

 

Подготовка цветопробы

После того как треппингу и спуску полос было уделено достаточно внимания, отдел допечатной подготовки пропускает файлы через RIP и печатает цветопробу. На этот момент в файле уже не должно быть ошибок, но если они есть, очень важно их обнаружить и исправить до того, как будет сделана печатная форма. Цветопроба более полно описана в главе «Цветопроба». Если найдены ошибки, заказчику об этом сообщает представитель отдела по работе с клиентами для обсуждения вариантов их исправления. Если же получена цветопроба удовлетворительного качества, и заказчик подписал работу, отдел предпечатной подготовки продолжает свою работу и изготавливает фотоформы (пленки) или печатные формы (формы).

Пленки и формы

Отдел предпечатной подготовки выводит пленки с файлов заказчика, а затем изготавливает с них печатные формы; или же используется новейшая технология, и формы изготавливаются напрямую с файлов заказчика. Это требует пропускания файла через RIP, как это было представлено в главе «Обработка растровых изображений». Именно поэтому так важна предварительная проверка файлов. Если работа заказчика будет печататься на цифровой машине, процесс обходится без пленок и форм, а файлы заказчика отправляются напрямую оператору цифровой машины. В цифровых машинах используются носители изображения или капельно-струйная технология, при которых печатные формы не нужны. Работа заказчика печатается напрямую с его файлов. Файлы затем архивируются, а формы или файлы передаются оператору печатной машины.

 

Печать

Оператор печатной машины устанавливает печатные формы, независимо от того, для флексографии или офсетной печати эти формы, цилиндры для глубокой ли печати; затем начинает печать. Цифровые машины печатают работу с файлов. После того как работа отпечатана и одобрена, она отправляется на послепе-чатную обработку.

 

Послепечатная обработка

Послепечатная обработка может производиться в той же типографии, где печатался тираж, либо его отправляют на предприятие, специализирующееся на брошюровочно-переплетных процессах. Здесь продукция будет разрезана, сфальцована, подрезана, скреплена скрепками или переплетена. Очень важно, чтобы способ послепечатной обработки был учтен еще на стадии разработки дизайна.

 

Распространение

готовой печатной продукции

Готовая продукция затем отправляется к заказчику или клиенту, который нанял заказчика для разработки дизайна издания. И далее заказчик или клиент, нанявший его, занимаются распространением готовой продукции.

 

  

Цветовой баланс обеспечивается через «баланс по серому»

Для приемлемой цветопередачи не обязательно добиваться точного колориметрического соответствия цветов. «Памятные» цвета, такие как цвета кожи, передаются корректно когда существует определенная разница между цветами оригинала и репродукции. У оригиналов есть одна характеристика, которая остается неизменной — это оттенки серого. (В русской терминологии: баланс «по серому» (баланс «серого») нормированное соотношение размеров растровых элементов на трех цветоде-ленных растровых фотоформах или на трех цветоделенных растровых печатных формах для голубой, пурпурной и желтой красок, позволяющее получить на оттиске нейтрально-серый тон при печати триадными красками при нормализованном процессе печатания (соблюдении норм подачи красок, баланса «краска-вода», давления и других условий). Баланс «по серому» обеспечивает достоверную передачу ахроматической составляющей изображения оригинала цветными красками на оттиске. Шкала серого, рассматриваемая в достаточно широком диапазоне внешних условий, всегда выглядит «приблизительно серой». Благодаря физиологической адаптации глаза к источнику освещения этот эффект проявляется лишь частично, и такое восприятие серого также вызвано способностью наблюдателя подсознательно игнорировать цвет источника, в свете которого рассматривается объект. Баланс серого — важный критерий триадной печати, и он часто используется как инструмент регулировки подачи краски в печатной машине.

 

Многокрасочная печать

Изображения можно видоизменять электронными средствами или ретушируя их вручную практически до бесконечности, в зависимости от наличного времени, денег и терпения. Но в итоге изображение должно быть спектрально разделено на четыре цвета CMYK, т. е. цветоделено.

Каждое из цветоделенных изображений впоследствии будет представлено в виде матрицы, состоящей из точек. Этот процесс называется растрированием, так как ранее экспонирование изображений производилось в репродукционном фотоаппарате через растр, т. е. сетчатый фильтр. Большинство точек генерируются компьютером.

До этого момента пользователи могут существовать целиком в мире цифровых данных. Это означает, что, как только изображение оцифровано сканером или снято цифровой камерой, им можно манипулировать, корректировать его цвет, масштабировать, кадрировать и выполнять с помощью программы его цветоделение. После цветоделения начинают действовать законы других наук.

Теперь эти четыре скопления точек должны быть записаны на четыре листа фотопленки или четыре формные пластины. Изображения и растровые точки, формирующие их, переносятся на фото-чувствительный слой формных пластин при изготовлении печатных форм. Благодаря ряду процедур печатные формы воспринимают краску там, где расположены точки, и отталкивают ее там, где их нет, перенося получившуюся структуру на бумагу в печатной машине. После того как все четыре окрашенные точечные структуры накладываются друг на друга, изображение воссоздается на оттиске более или менее похожее на оригинал. Это «более или менее» и есть основная проблема.

В многокрасочной печати участвует множество процессов. Когда тираж уже идет, поздновато замечать проблемы цветоделения.

 

Бумага и краска

Бумага и краска также оказывают влияние на процесс многокрасочной цветной печати. Определяющими свойствами являются поглощающая способность, глянец, цвет красок, яркость и гладкость запечатываемого материала (бумаги) относительно цвета, пигмента, концентрации, прозрачности, глянца, вязкости и липкости краски. Сильно впитывающая бумага — например газетная — обладает свойством понижать оптическую плотность краски, тогда как на глянцевой мелованной бумаге она значительно повышается. Это происходит из-за дисперсии пигмента в реагенте и связующего, которое закрепляет краску на бумаге. При использовании газетной бумаги потеря отражающей способности снижает плотность изображения и вызывает эффект «загрязнения» цвета на оттиске из-за сероватого фона материала.

Белая глянцевая бумага, запечатанная той же плотностью краски, выглядит гораздо привлекательнее благодаря низкому краскопоглощению и своим хорошим отражающим свойствам.

 

Плоская офсетная печать

Плоская офсетная печать доминирует среди печатных процессов. Она охватывает около 60% рынка печатных услуг. Когда заказчику необходима печатная продукция, особенно цветная многокрасочная, подразумевается, что заказ будет выполняться с использованием офсетной печати. Как уже говорилось в первой главе, плоскую печать изобрел Алоис Зенефельдер (Alois Senefelder). Если высокая печать является больше механическим процессом, то офсетная печать — химическим.

Офсетная печать работает по принципу разделения масла и воды. Печатная форма офсетной печати обработана таким образом, что печатные элементы воспринимают краску, являясь олео-фильными, а пробельные элементы отталкивают ее, воспринимая воду, то есть являются гидрофильными. В процессе

 

работы печатной машины форма «заливается» дважды: первый раз в увлажняющей системе, которая создает слой увлажняющего раствора, а затем в красочном аппарате. При этом печатающие элементы «заряжены» таким образом, что воспринимают краску и отталкивают воду. Пробельные же элементы отталкивают краску (вспомним основной принцип плоской печати).

 

Формный, офсетный и печатный цилиндры

Офсетная печать производится при помощи трех основных цилиндров: формного, офсетного и печатного. На формный цилиндр крепится печатная форма, которая является носителем изображения. Другими словами, она является эквивалентом литер и блоков-клише в высокой печати. На офсетный цилиндр натягивается резинотканевое офсетное полотно. Оно способствует переносу изображения с печатной формы на бумагу или другой запечатываемый материал при его прохождении между офсетным и печатным цилиндрами. Офсетное резинотканевое полотно обеспечивает необходимую упругость для компенсации неровностей поверхности запечатываемого материала. Это является преимуществом офсетного печатного процесса, как и то, что при работе с ним можно использовать запечатываемые материалы низкого качества. Печатный цилиндр обеспечивает необходимое давление, служащее для переноса красочного изображения с офсетного полотна на материал. Сила давления между офсетным и печатным цилиндрами зависит от толщины используемого запечатываемого материала.

 

Перенос изображения

Печатающие элементы воспринимают краску и переносят ее на офсетное полотно. При этом используется печатная форма с прямым, т. е. читаемым изображением. При переносе на офсетное резинотканевое полотно изображение становится нечитаемым. При следующем обороте цилиндра оно отпечатывается на бумаге, проходящей между офсетным и печатным цилиндрами. Сначала изображение переносится с формы на офсетное полотно, а затем с последнего на бумагу, и именно поэтому плоскую печать называют офсетной. Кроме того, она называется плоской печатью, так как печатающие и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости.

 

Типы офсетных печатных машин

В офсетных печатных машинах подача бумаги может быть листовой и рулонной. Печатные машины с листовой подачей называются листовыми печатными машинами, а с рулонной — рулонными. Некоторые машины способны печатать с обеих сторон бумаги и поэтому называются двусторонними печатными машинами. Многие печатные машины могут наносить несколько красок в один прогон, будучи оборудованы несколькими комплектами формных, офсетных и печатных цилиндров. Печатная машина с одним комплектом называется однокрасочной, с несколькими — многокрасочной. В основном это двух-, четырех-, пяти-, шести-, восьми-, а сегодня и десятисекцион-ные конфигурации машин (сегодня на рынке офсетных листовых печатных машин предлагают 14-красочные машины).

Форма, используемая в офсетной печати, имеет плоскую поверхность, поэтому называется плоской. Физического или механического разделения на печатающие и пробельные элементы не существует, а форма может быть бумажной, пластиковой или металлической.

Профиль печатной формы изображен внизу иллюстрации, процесс печати — вверху.

 

Печатающее устройство

Печатающее устройство является секцией печатной машины, в которой отпечаток формируется и переносится на запечатываемый материал. В однокрасочных офсетных печатных машинах плоской печати печатные секции состоят из трех основных цилиндров: формного, офсетного и печатного. Основные функции формного цилиндра:

• поддержание приводки печатной формы;

• контакт с увлажняющей системой;

• контакт с красочной системой;

• перенос красочного изображения на офсетное полотно.

 

Увлажняющий аппарат

Функции увлажняющего аппарата — нанесение очень тонкого слоя воды на печатную форму. Под «водой» в данном случае понимается специальная смесь на базе воды химических реактивов, называемая увлажняющим раствором. Его наличие на печатной форме делает пробельные элементы олеофобными, т. е. оставляет свободными от краски при печати. Разделение печатающих и пробельных элементов происходит химическим способом:

• печатающие элементы отталкивают воду и принимают краску (гидрофоб-ны);

• пробельные элементы принимают воду и отталкивают краску (гидрофильны).

 

Типы увлажнения

Бесконтактное (часто используется в рулонных печатных машинах) — щеточное (Гаррис (Harris) или с помощью распыления (Смит (Smith).

Контактное традиционное и непрерывное (пленочное):

• традиционное увлажнение. Происходит с помощью дукторного вала, совершающего осевое перемещение. Покрытие валиков: с тканью («мол-летон») и без, возможно использование тонкой бумажной гильзы;

• непрерывное (пленочное) увлажнение также называется наполнением полосы контакта:

— прямая подача увлажнителя на форму;

— непрямая подача краски (интегрированная система Дальгрен (Dahl-gren);

— комбинация подачи увлажнителя и краски (мостовой валик).

 

Двусторонняя печать

Печать на обеих сторонах листа (полотна) запечатываемого материала за один прогон называется двусторонней печатью. При лазерной печати изображений или фотокопировании это называется автоматической двусторонней печатью. Листовые печатные машины последовательно наносят изображения на обе стороны материала. Печатные машины с рулонной подачей печатают с обеих сторон одновременно. В первом случае лист переворачивается торец к торцу внутри машины. При этом хвост и голова постоянно меняются местами, и любое отклонение по длине листа удваивается при использовании устройства переворота.

 

Красочный аппарат

Красочный аппарат предназначен для нанесения тщательно дозированного объема краски на печатную форму. Для каждого вида печати требуется свой тип краски. Краски могут быть пастообразными или жидкими. В одних видах печати дукторный вал постоянно погружен в краску, в то время как в других краска поступает ограниченными и строго отмеренными порциями. Если краска достаточно густая, он передается с помощью серии роликов (красочных валиков) с мягким резиновым покрытием. При использовании жидкой краски неизбежно ее стекание с роликов под действием силы тяжести, поэтому необходимы малогабаритные красочные резервуары. Они могут быть частью носителя изображения или заменять красочный валик.

Насыщенность или оптическая плотность цвета определяется толщиной красочного слоя. Подача краски может регулироваться глобально, по всей площади оттиска, или локально, по красочным зонам.

 

Что влияет на распределение краски?

• Дукторный вал;

• Красочный нож;

• Регулировочные винты;

• Структура красочного аппарата;

• Раскатные валики;

• Накатные валики.

 

 

 

 

Rambler's Top100 Полиграфия и дизайн Яндекс.Погода Украина онлайн